Мостовидный протез


Мостовидный протез. Несъемный протез, применяемый для замещения малых включенных дефектов зубных рядов. В основу конструкции протеза положен принцип сооружения опоры, пролетов моста. В каждом мостовидном протезе различают опорные элементы и промежуточную часть (тело протеза). Опорными элементами в мостовидных протезах являются полные штампованные и литые коронки с облицовкой из пластмассы или фарфора, полукоронки, штифтовые коронки, вкладки. Выбор того или иного вида опорного момента зависит от конкретных клинических условий. Промежуточная часть (тело) мостовидного протеза может быть цельнометаллической или комбинированной (ложе из металла и пластмассовые, фарфоровые фасетки). Второй вариант более приемлем, так как придает лучший эстетический результат.

Металлокерамический мостовидный протез после нанесения эмалевого слоя

Металлокерамический мостовидный протез

Материалом для мостовидных протезов служат сплавы золота, сплавы на основе серебра и палладия с добавкой золота, нержавеющая сталь, фарфор и др.
Опорными зубами для мостовидного протеза являются зубы, пограничные с дефектом. Важна правильная клиническая оценка состояния пародонта и твердых тканей опорных зубов. В случае опасности функциональной перегрузки число опор следует увеличить. С помощью мостовидных протезов удается почти полностью восстановить утраченную функцию жевания, однако они имеют серьезные недостатки: функциональная перегрузка пародонта опорных зубов, необходимость их специальной подготовки, связанной с препарированием и, наконец, малая гигиеничность.
При оценке возможности функциональной перегрузки следует учитывать пути распределения напряжений, возникающих в мостовидном протезе. Из них наиболее важны следующие.

  1. Давление, падающее на опорные зубы во время жевания, определяется усилием, необходимым для разрушения пищи.
  2. Из двух опорных зубов большее напряжение испытывает тот зуб, ближе к которому разрушается пищевой комок.
  3. Длина тела протеза влияет на нагрузку, падающую на отдельные опоры при глотании пищи (увеличивая ее), но не влияет на нагрузку при ее жевании.
  4. Кривизна тела протеза увеличивает функциональное напряжение в опорных зубах в прямой зависимости от величины радиуса кривизны, так как при этом создается опрокидывающий момент.
  5. Опорные зубы мостовидных протезов с односторонней опорой испытывают функциональную перегрузку вследствие опрокидывания и вращения тела протеза. Величина опрокидывающего и вращательных моментов является производной от жевательного давления и длины тела протеза.
  6. Сокращение ширины жевательной поверхности зубов в вестибуло-оральном направлении уменьшает давление на опорные зубы, но для разрушения пищи требуется большее число движений нижней челюсти.
  7. Мостовидные протезы, объединяя зубы в единую систему, осуществляют их стабилизацию (шинирование).
  8. Крайние опорные зубы должны иметь одинаковую устойчивость. Если одна из опор имеет большую подвижность в вертикальном или трансверзальном направлении, то она превращается в фактор функциональной перегрузки.