Гигиеническое обучение и воспитание


Гигиеническое обучение и воспитание — один из основных методов санитарно-просветительной работы в стоматологии. Различают две программы гигиенического обучения и воспитания: минимальную — обучение родителей и других взрослых, опекающих ребенка, а также его самого объему навыков по поддержанию гигиены полости рта; максимальную — воспитание у родителей и детей сознательного отношения к гигиеническим мероприятиям на основе понятия здорового образа жизни. Особую важность имеют обучение с повседневным повторением рациональных приемов, личный пример взрослых, сотрудничество родителей с медицинскими работниками.

Комплексность гигиенического обучения и воспитания обеспечивается тремя компонентами — санитарным просвещением, обучением методике гигиены полости рта и постоянным контролем за ее осуществлением. Непрерывность и систематичность является вторым принципом гигиенического обучения и воспитания (Букреева Н. М.). Третий принцип — дифференцированность форм в зависимости от возраста ребенка, других факторов (образование, состав, профессия; уровень здоровья обучаемых).

В реализации гигиенического обучения и воспитания должны участвовать не только стоматологи, но и средний медицинский персонал, а при работе с детьми и беременными — педиатр, гинеколог, педагоги, воспитатели.

Проведение гигиенического обучения и воспитания должно происходить в рамках региональной Программы по профилактике в стоматологии или программы «Здоровье». При этом должны быть предусмотрены подготовка кадров, создание материальной базы, привлечение немедицинских работников, контакт с педиатрической и акушерской службами, Домом санитарного просвещения, педагогами и воспитателями детских дошкольных учреждений, школ, представителями народного образования.

Приказ М3 № 21 (1982) «О дальнейшем улучшении гигиенического воспитания населения РФ» возлагает ответственность за организацию санитарно-просветительной работы на главных специалистов. Они должны давать свой план в «Программу комплексной профилактики стоматологических заболеваний» и «Программу гигиенического воспитания детей» (совместно с педиатрами). Проведение гигиенического обучения и воспитания медицинскими работниками должно происходить в рамках рабочего времени (4 ч в месяц), отводимого на эту деятельность приказом М3 РФ.

Главным в этой работе является комплексный подход: вовлечение детей, их родителей, педагогов, воспитателей, учителей, педиатров. Очень перспективным является разработанный Н. М. Букреевой, И. И. Ласовским, Э. Я. Китайчиком и другими метод обучения детей специальным вопросам гигиены с использованием других предметов (арифметика, язык, уроки здоровья и др.) в соответствии со специально разрабатываемой программой для детских дошкольных учреждений и школ.

Центральным звеном является совмещение обучения и воспитания. Наряду с обучением практическим навыкам гигиены полости рта необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди различных групп населения.