Биомеханические основы шинирования зубных рядов


Ортопедическое лечение заболеваний пародонта заключается главным образом в шинировании зубных рядов посредством различных шин. Основное назначение шин — целенаправленное распределение жевательного давления, при котором уменьшается нагрузка на пораженный пародонт и нормализуется ее направление. Лечебный эффект шинирования базируется на следующих биомеханических принципах.

  1. Шина вследствие ее жесткости ограничивает свободу подвижности зубов, поэтому амплитуда подвижности всего шинированного блока в любом направлении всегда меньше подвижности любого отдельного зуба. Уменьшение амплитуды экскурсий благоприятно действует на больной пародонт зубов.
  2. При равных условиях нагрузка, падающая на каждый зуб при жевании или откусывании пищи в шинированной группе, всегда меньше такой нагрузки до шинирования. Описанный эффект возрастает в связи с увеличением количества зубов, объединенных шиной. Этот принцип действует тогда, когда шина объединяет в блок большее число зубов, чем их участвует, например, в откусывании и разрушении пищевого комка.
  3. Нагрузка, падающая на шину, распределяется неравномерно: в первую очередь ее воспринимают зубы с меньшей патологической подвижностью, разгружая тем самым зубы с большей патологической подвижностью. Поэтому в группу зубов, объединяемых шиной, следует включать зубы с различной степенью подвижности. В переднем отделе зубной дуги такими зубами чаще всего являются клыки.
  4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой наиболее выражена в ее переднем отделе. Колебания зубов в щечно-язычном (небном) направлении совершаются в пересекающихся плоскостях. Если передние зубы объединить в блок шиной, то образуется довольно жесткая и устойчивая система, так как векторы усилий, приложенные к каждому зубу, будут суммироваться не по законам простого сложения, а по принципу параллелограмма.
  5. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к горизонтальным воздействиям, чем расположенная линейно. Этот принцип вытекает из механических особенностей аркообразных конструкций. Поэтому передние зубы, объединенные шиной и приобретшие форму арки, становятся более устойчивыми к наружным (но не внутренним) воздействиям.

 Если точка приложения жевательного давления расположена ближе к одному из концов шины, то возникает опрокидывающий момент и зубы противоположного конца приподнимаются вверх. Чтобы предупредить появление этого нежелательного осложнения, крайние зубы, включаемые в шину, должны иметь одинаковую устойчивость.