Санитарно-просветительная работа в стоматологии


Санитарно-просветительная работа в стоматологии — система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения знаниям и навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний, методами пропаганды, агитации и обучения. Целью санпросветработы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью пропаганды, агитации и обучения. Выделяются три основные направления — пропаганда знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, подразумевающие непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную по количеству аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных методов санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа — это издание книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуск кинофильмов, выступления по телевидению, радио. Коллективная — доклады, лекции, выступления, беседы, выпуск санбюллетеней, настенной печати и др. Индивидуальная — индивидуальные беседы.

Существуют общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (детям, подросткам, взрослым, рабочим и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный предмет, например, гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить знания и суждения. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если их рассматривать как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Наиболее эффективными методами санпросветработы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет врачу учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности Слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание людей, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво и доказанно преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция — это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и со стороны слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.

Конечной целью санпросветработы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки, выработанные у слушателя в результате приобретения им этих знаний. Достижение цели в общем виде имеет следующий вид: информация знания —> убеждения —> навыки —> привычки.

Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии является важнейшей составной частью санпросветработы. В основе его лежит обучение взрослых и детей полному объему навыков по гигиене полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни. Основными методами гигиенического обучения являются санитарное просвещение, обучение и контроль. Санитарно-просветительная работа на уровне страны, региона, учреждения должна строиться на научной основе с учетом знания имеющегося уровня санитарной культуры населения, их знаний и навыков о гигиене полости рта, стоматологических заболеваниях, путях их профилактики. Эти знания могут быть получены путем опроса и анкетирования, наблюдения. В соответствии с полученными сведениями могут быть правильно поставлены цели и задачи санпросветработы, определены пути мотивации различных групп населения к профилактике в стоматологии. На основе всех сведений должна быть разработана долговременная программа санпросветработы с населением с учетом особенностей его привычек, знаний, мотивации, уровня санитарной культуры, гигиенических навыков. Эти же сведения должны использоваться для маркетинга и рекламы средств и товаров для профилактики в стоматологии.