Эргономика в стоматологии


Термин «эргономика» составлен из двух греческих слов — «ergon» (работа) и «nomos» (закон). Впервые предложен польским ученым В. Ястшембовским в 1857 г.
Соответствие орудий труда и окружающей среды анатомическим, физиологическим и психологическим возможностям организма человека является одним из принципов эргономики, поэтому некоторые ученые считают, что «эргономика стара, как сам род человеческий» [Tichauer Е. R., 1967].
Это вовсе не означает, что эргономика как наука сформировалась давно и сразу. Потребовался огромный период времени, на протяжении которого должны были развиться многие науки, ставшие фундаментом, основой для ее становления: анатомия, физиология, антропология, психология, гигиена, технические науки и др.
За рубежом вместо термина «эргономика» применяются такие понятия, как человеческая инженерия, антропотехника, инженерная психология, научная организация труда.
По определению В. М. Мунипова (1968), эргономика — это «…научная дисциплина, возникающая на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены. В новой научной дисциплине используются также данные анатомии, токсикологии, антропометрии, биофизики. Эргономика—наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным и надежным, в то же время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность».
Взаимосвязь между эргономикой, научной организацией труда и гигиеной труда такова: научная организация труда (НОТ) — широкая система, включающая в себя наряду с другими системами и эргономику, а гигиена труда является составной частью эргономики.
Началом развития эргономики в стоматологии можно считать 60-70-е годы, когда во многих развитых странах были организованы специальные комитеты, лаборатории, институты, ставившие целью координировать внедрение современных достижений технических и медико-биологических наук в практику стоматологии. Это было необходимо, так как в повседневной работе врачей стали широко использоваться новейшие технические средства, электронная, автоматическая и кибернетическая аппаратура, а также современные методы диагностики и лечения при помощи ультразвука, лазерного, электромагнитного и рентгеновского излучений, влияние которых при определенных условиях на здоровье врача и его работоспособность может становиться неблагоприятным.

Являясь комплексной интегрирующей наукой, эргономика в стоматологии решает следующие проблемы:

  1. Исследует влияние различных факторов окружающей производственной среды на функциональное состояние и работоспособность человека и на этой основе разрабатывает эффективную защиту от их вредного воздействия.
  2. Исследует антропометрические (табл. 8, 9, 10), физиологические данные человека и на этой основе разрабатывает требования к проектированию и устройству рабочих мест, т. е. определяет основные и допустимые рабочие зоны, размеры оборудования, рекомендации по конструированию различных типов стоматологического оборудования, стула для врача, медицинских шкафчиков, столиков, другой рабочей мебели, а также конструкции стоматологического инструментария и размещение оборудования в кабинете в соответствии с антропометрическими данными и характером рабочей позы.
  3. Исследует физиологические и психологические данные работы анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.) и на этой основе оценивает эффективность различных типов индикаций, используемых в конструкции оборудования.

Поза,

Измеряемые величины, см

Мужчины М±δ

Женщины М±δ

Применение в эргономике

Стоя

Длина тела (рост)

167,8±5,8

156,7±5,7

Для определения высоты оборудования, высоты рабочего помещения

Длина тела с вытянутой вверх рукой

213,8±8,4

198,1±7,7

Для определения зоны досягаемости по вертикали с целью размещения органов управления

Дельтовидная ширина плеч

44,6±2,2

41,8±2,4

Для определения размеров рабочего места

Длина руки, вытянутой вперед (редуцир) *

64,2±3,3

59,3±3,1

Для определения зон досягаемости по глубине

Длина руки, вытянутой в сторону (редуцир)

62,2±3,3

56,8±3,0

То же

Длина плеча

32,7±1,7

30,2±1,6

Для определения высоты расположения органов управления и высоты рабочей поверхности

Длина ноги

90,1±4,3

83,5±4,1

То же

Высота глаз

155,9±5,8

145,8±5,5

Для определения высоты рабочей поверхности и размещения средств индикации, зон обзора

сота плечевой точки

137,3±5,5

128,1±5,2

Для определения высоты рабочей поверхности и расположения органов управления

Высота ладонной точки

51,8±3,5

48,3±3,6

Для определения зоны захвата

Длина тела

130,9±4,3

121,1±4,5

Для станочных работ

Высота глаз над полом 118,0±4,3 109,5±4,2 Для определения высоты рабочей поверхности, размещения сигнализации, средств индикации
Высота плеча над полом 100,8±4,2 92,9±4,1 Для определения высоты рабочей поверхности, зоны управления
Высота локтя над полом 65,4±3,3 60,5±3,5 То же
Сидя Высота колен 50,6±2,4 46,7±2,4 Для определения высоты стула
Длина тела над сиденьем 88,7±3,1 84,1±3,0 Для оценки высоты оборудования, органов управления, средств индикации
Высота глаз над сиденьем 76,9±3,0 72,5±2,8 Для размещения органов управления, средств индикации, высоты рабочей поверхности
Высота плеча над сиденьем 58,6±2,7 56,0±2,7 То же
Высота локтя над сиденьем 23,2±2,5 23,5±2,5 Для размещения подлокотника, определения высоты рабочего места
Длина вытянутой руки 104,2±4,8 98,3±4,7 Для размещения органов ручного управления
Длина предплечья руки (редуцир) 34,6±2,0 33,4±1,8 Для определения зоны досягаемости по глубине, размеров рабочего места
Длина бедра 59,0±2,7 56,8±2,8 Для определения размеров сиденья

* Редуцир — кисть, сжатая в кулак (положение захвата).

 

Точки на кисти

Размер, см

наибольший

средний

наименьший

А

20

18,5

17

Б

9

8,2

7,6

В

12,1

11,2

9,9

Г

7,8

7,3

6,8

Д

7,3

6,6

5,8

Е

12,1

11,2

9,9

 

Примечание. При надевании защитных перчаток ширина и толщина кисти увеличиваются на 1 —1,5 см.

Таблица 10. Основные размеры головы человека

Точки на голове

Размер, см

наибольший

средний

наименьший

А

23,3

21,8

18,5

Б

16,5

14,8

13,1

В

20,2

18,8

16,8

Г

11,2

Д

13,9

12,0

9,7

И

13,0

10,8

8,2

К

6,5-6,8

Л

7,6

6,3

4,9

М

12,5

Н

13,4

11,4

10,0

 

Влияние эргономики на совершенствование стоматологического инструментария и облегчение работы с ним выразилось в следующих направлениях:

— в стандартизации, способствующей снижению числа инструментов;

  • в специальной укладке инструментов, удобной для работы врача и медсестры (система tray—поднос), сокращающей до минимума время поиска, подготовки и сборки инструментов;
  • в конструировании рукояток инструментов с учетом анатомо-физиологических особенностей работающей кисти врача;
  • в цветной маркировке рукояток инструментов с минимальными размерами рабочих частей для облегчения их различения;
  • в соответствующих режимах хранения, дезинфекции и стерилизации.

Г. М. Иващенко и Т. В. Никитиной (1972) были сформулированы основные задачи эргономики в стоматологии:

  1. Конструирование оборудования, рабочей мебели, рабочей одежды и инструментария должно учитывать антропометрические измерения и анатома-физиологические особенности организма медицинского работника (врач, медицинская сестра, зубной техник) в соответствии с требованиями технической эстетики (дизайн), гигиены труда, техники безопасности.
  2. Рациональное устройство стоматологических кабинетов и рабочих помещений на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства (отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование воздушной среды), внутренней отделки интерьеров.
  3. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально по росту, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах и юнитах.
  4. Дифференциация эргономических исследований в соответствии с профилем работы по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, медицинская сестра, зубной техник), видом приема (детский, взрослый), место работы (поликлиника, стационар, отдельный кабинет).
  5. Совершенствование работы с кадрами путем медицинского и профессионального отбора абитуриентов в зависимости от профиля будущей лечебной работы (медицинские показания и противопоказания к обучению в стоматологических учебных заведениях, профессиональные особенности будущих специалистов, предъявляющие требования к зрению, слуху, физическому развитию, мануальным способностям).
  6. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.

От вида рабочей позы, конструкции стоматологического оборудования и мебели, организации рабочих мест зависит состояние здоровья работающих, в первую очередь костно-мышечные расстройства.

Для их профилактики эргономика предлагает следующие рекомендации:

  • трудовые задачи должны соответствовать особенностям организма человека;
  • рабочие места, организация трудового процесса, конструкции машин, инструментария должны подвергаться эргономической проработке на стадии проектирования;
  • обучение работающих методам профилактики костно-мышечных расстройств и создание реальных условий для введения периодов отдыха, релаксации и производственной гимнастики на рабочих местах;
  • обеспечение участия работающих в организации и внедрении мероприятий по охране безопасности труда;
  • обеспечение оптимальной рабочей позы, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья;
  • создание международного банка данных для анализа, верификации и интерпретации информации о состоянии костно-мышечной системы работающих в стоматологических учреждениях.