Технология изготовления виниров и люминиров


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 1»

Специальность 31.02.05 «Стоматология ортопедическая»

Дипломный проект

Орехова Филиппа Витальевича

Технология изготовления виниров и люминиров

Руководитель

преподаватель специальных

стоматологических дисциплин, к.м.н.

А.Г. Ервандян

Москва 2016

Оглавление

Оглавление 3
Введение 5
Актуальность исследования 5
Цель исследования 6
Задачи исследования 6
Объект исследования 6
Предмет исследования 6
Методы исследования 7
Экспериментальная база исследования: 7
Глава.1. Эстетика в стоматологии и способы её достижения 7
1.1. История создания виниров и люминиров 7
1.1.1. Керамические виниры 7
1.1.2. Композитные виниры (компониры) 9
1.1.3. Люминиры 11
1.1.4. Ультраниры 12
1.1.5. Фиксация виниров 12
1.2. Классификация материалов, применяемых для изготовления виниров и люминиров 13
1.2.1. Классификация керамики 13
1.3. Современные виниры и люминиры 14
1.3.1. Виниры 14
1.3.2. Люминиры 15
1.4. Материалы для изготовления виниров и люминиров 15
1.4.1. Пресс–керамика 15
1.4.2. Керамические блоки для ферезерования (CAD/CAM) 18
1.4.3.Керамическая масса на основе полевого шпата 20
1.4.4. Композиционные полимеры 22
1.4.5. Лейцитная керамика для люминиров 25
1.5. Выводы по первой главе 25
Глава 2. Технология изготовления виниров и люминиров 27
2.1. Технология изготовления методом прессования 27
2.2. Изготовление винира на огнеупорном штампе 31
2.3. Изготовление винира с помощью матрицы из платиновой фольги 32
2.4. Технология изготовления композитных виниров 35
2.5. CAD/CAM технология изготовления виниров 36
2.6. Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Библиографический список 40

Введение

Актуальность исследования

Сегодня самым современным и эффективным решением при реставрации и отбеливании зубов стали виниры и люминиры. Они помогают стоматологам создавать красивые улыбки на многие годы. Благодаря винирам и люминирам появилась возможность одновременно решить несколько эстетических проблем, так как они являются своеобразной заслонкой для зубов, позволяя спрятать различные недостатки.

Основными показаниями к изготовлению виниров и люминиров являются:

  • Травматические сколы зуба,
  • Тремы и диастемы,
  • Наличие клиновидного дефекта,
  • Аномалии цвета, потемнение эмали, скученность зубов и т. д.

Виниры являются одним из способов реставрации зубов, который смог получить огромную популярность среди людей разных возрастов и поколений [11]. Виниры представляют собой специальные пластинки–накладки, которые накладываются на зубы. Для их изготовления применяются композитные материалы высокой прочности или же керамика. Благодаря тому, что такие накладки для зубов изготавливаются из качественного и прочного материала, они смогут прослужить долгую службу тем, кто решил поставить виниры.

Компании Cerinate (США) разработала тонкие керамические люминиры [17], которые фиксируются на фронтальной поверхности зуба без предварительного его препарирования. Толщина люминира — 0,2-0,3 мм, именно на такую толщину увеличиваются в объёме зубы, так как технология люминиров предполагает полное отсутствие препарирования зубов. Несмотря на свою небольшую толщину, прочность люминиров не уступает натуральным зубам.

На сегодняшний момент существует множество материалов для изготовления виниров. Для зубного техника задачей является не только знать и правильно использовать технологию изготовления виниров, но и профессионально ориентироваться в широком ассортименте материалов, изучить особенности использования конкретных материалов на практике, что, несомненно, позволит улучшить качество оказываемой им помощи пациентам.

Цель исследования

Изучение технологий изготовления виниров и люминиров.

Задачи исследования

  1. Изучить современные материалы изготовления виниров и люминиров.
  2. Рассмотреть технологии изготовления виниров и люминиров, и дать их сравнительную характеристику.

Объект исследования

Профессиональная деятельность зубного техника в области изготовления виниров и люминиров.

Предмет исследования

Современные технологии и материалы для изготовления виниров и люминиров.

Методы исследования

  1. Изучение литературных источников.
  2. Анализ, сравнение и обобщение отечественного и зарубежного опыта.

Экспериментальная база исследования:

ГБОУ СПО Московской области «Московский областной медицинский колледж № 1»

Структура дипломной работы включает в себя: введение, теоретическую, практическую часть, заключение, перечень использованных литературных источников.

Глава.1. Эстетика в стоматологии и способы её достижения

Термин эстетика происходит от греческого слова aesthesia, которое означает «ощущение», или «способность чувствовать». То есть эстетика — это «способность ощущать прекрасное». Слово эстетика происходит от общего греческого корня и характеризует человека, получающего удовольствие от прекрасного. По аналогии значение термина в форме прилагательного (эстетичный, эстетический) указывает на отношение к красоте в искусстве или природе. В стоматологии этот термин следует отличать от слова косметический, которое происходит от греческого слова kosmos, или украшение. Эстетическая стоматология направлена на улучшение естественной красоты лица и улыбки посредством стоматологических манипуляций.

1.1. История создания виниров и люминиров

1.1.1. Керамические виниры

Прозрачная керамика впервые была использована в стоматологии в 1862 году. Керамические виниры стали чаще применять в 1920–1930‑х гг.. В 1928 г. калифорнийский стоматолог французского происхождения Чарльз Пинкус попытался использовать адгезив, применявшийся при изготовлении съёмных протезов, для фиксации виниров к зубам, однако реставрации были слишком хрупкими, а адгезивная связь не обладала ни прочностью, ни надёжностью [2].

Первое значительное улучшение эстетических параметров, в частности прозрачности керамических коронок, было достигнуто в 1958 г., когда Vines предложил керамическую массу для обжига в вакууме или под низким давлением. Weinstein в начале 1960‑х гг. впервые добился адгезии керамики к золоту при вакуумном обжиге.

В 1965 г. McLean и Hughes опубликовали методику работы со спечённым оксидом алюминия, который сначала использовали в качестве заготовок для коронок, мостовидных протезов малой протяжённости и индивидуальных промежуточных частей. Однако этот материал обладал значительной усадкой, что не позволяло изготавливать индивидуальные каркасы для керамических коронок.

Первая керамическая масса с низкой усадкой была предложена стоматологическому рынку в 1966 г., и вот уже более 50 лет подобные материалы широко используются. В 1968 г. McCulloch предложил метод изготовления искусственных зубов, виниров и коронок из стеклокерамики. Однако изменение цвета таких реставраций было возможно только с помощью поверхностных красителей, которые через некоторое время стирались. С другой стороны, фарфор легко ломался и требовал прямой фиксации на композитном цементе с предварительным протравливанием. В 1976 г. McLean и Seed разработали первую систему для изготовления керамических коронок на каркасе из фольги. Прочность стоматологического фарфора можно было увеличить с помощью распределения кристаллов керамики высокой прочности с большим модулем эластичности внутри стеклянной матрицы. McLean и Hughes использовали этот метод для создания первых масс на основе оксида алюминия.

В 1989 г. на международной конференции по стоматологической керамике (Лидс, Великобритания) Sadoun сообщил о совершенствовании техники шликерного литья, что позволило создавать каркасы высокой прочности. Первым доступным материалом этого класса стал Ин—Церам (In‑Ceram), прочность которого достигала 630 МПа. В 1993 г. Anderson и Oden опубликовали технику изготовления индивидуальных цельнокерамических коронок из спечённого оксида алюминия. Однако цвет этого материала может меняться в зависимости от условий обжига, что является недостатком.

Сегодня керамика является основой эстетической стоматологии. Быстрое совершенствование керамических материалов и технологий их применения позволило максимально эффективно имитировать естественный вид зубов. Однако, несмотря на быстрый прогресс технологий, окончательный успех или неудача лечения с использованием керамических реставраций непосредственно связаны с квалификацией стоматолога и зубного техника.

1.1.2. Композитные виниры (компониры)

Первые композитные материалы были представлены на стоматологический рынок компанией «ESPE» в 1964 году. Это были композиты химического отверждения. Они обеспечивали лучшие эстетические свойства, чем амальгамы, однако, высокая степень изнашиваемости, изменение цвета и недостаточная связь с тканями зуба ограничивали их клиническое применение.

В дальнейшем появились адгезивные системы, обеспечивающие прочную микромеханическую связь материала с эмалью и дентином. Композиты стали более прочными, устойчивыми к абразивному износу, цветостабильными. Революцией в стоматологии стало создание светоотверждаемых композитных материалов. За короткое время композиты почти полностью вытеснили из терапевтической стоматологии силикатные цементы и ненаполненные быстротвердеюшие пластмассы.

В начале 80‑х годов развитие композитных материалов шло по двум направлениям: создавались материалы для пломбирования передних зубов, основным требованием к которым были хорошие эстетические свойства, и материалы для пломбирования жевательных зубов, от которых требовалась в первую очередь высокая прочность.

В конце 80‑х годов появились материалы универсального типа, которые предназначались для пломбирования как передних, так и жевательных зубов. Они имели удовлетворительную эстетику и достаточную прочность. Теперь стоматологи могли использовать для любых реставрационных работ только один материал. В последующие годы продолжалось совершенствование этой группы композитов: создавались новые адгезивные системы, улучшалась цветовая гамма материалов, проводились работы по повышению их прочности, цветостойкости, манипуляционных и эстетических свойств, совершенствовались технологии применения композитов.

К концу XX века стало ясно, что создать идеальный универсальный композитный материал вряд ли возможно, поэтому фирмы–производители сконцентрировались на разработке нескольких разновидностей реставрационных материалов, сочетая которые, врач–стоматолог мог бы добиться оптимальных результатов в каждой конкретной клинической ситуации. Такие материалы называют реставрационной системой.

В последние годы на стоматологическом рынке появились новые композиты, созданные на основе нанотехнологий. Истинный нанонаполненный композит сочетает в себе высокую прочность и улучшенные эстетические характеристики, в первую очередь, — высокую полируемость и стойкость «сухого» блеска поверхности. Микрогибридный композит, модифицированный нанонаполнителем, также приобретает улучшенные эстетические свойства. Такая разновидность как наногибридные композиты обладают отличными прочностными характеристиками и повышенной износоустойчивостью. В настоящее время нанокомпозиты являются наиболее перспективными и популярными среди стоматологов реставрационными материалами.

Согласно международному стандарту ISO, основными признаками композитов являются [15]:

  1. Наличие полимерной матрицы, как правило, на основе сополимеров акриловых и эпоксидных смол.
  2. Наличие более 50% по массе неорганического наполнителя.
  3. Обработка частиц наполнителя специальными аппретами, благодаря которым он вступает в химическую связь с полимерной матрицей.

К сожалению, неизвестно, кто именно начал впервые использовать композитные материалы для изготовления виниров. Скорее всего, данные материалы начали использовать после изобретения светоотверждаемых композитных материалов.

1.1.3. Люминиры

Корпорация «Den‑Mat» была основана в 1974 году доктором хирургической стоматологии Робертом Ибсеном [17]. Испытывая глубокую неудовлетворённость стоматологическими материалами, доступными в то время на рынке, Роберт Ибсен принялся за создание своих собственных клеящих материалов и фарфоровых ламинатов. Разрабатываемая «Den‑Mat» продукция помогает изменить методику работы практикующих стоматологов, позволяя сохранить, восстановить и улучшить зубы пациентов без существенного стачивания, сверления и удаления зубной ткани.

Корпорацией «Den‑Mat» были разработаны революционные люминиры Cerinate. Эти первые в своём роде фарфоровые ламинаты, прочные и тонкие, как контактная линза (толщина одного люминира составляет 0,2-0,3 мм.) [17] исключают необходимость в препарировании и удалении эмали зуба, что характерно для установки традиционных виниров.

1.1.4. Ультраниры

Несмотря на то, что виниры в нашей стране пользуются большей популярностью за счёт материальной доступности, исследователи стараются их усовершенствовать и максимально приблизить к люминирам. Так в 2011 году Российская компания МЕДИ представила свою новую разработку под названием ультраниры. Они представляют собой тонкую пластинку из особой керамики (дисиликата лития), изготавливаются путём прессования и имеют толщину пластины 0,3 мм. Для их установки препарирование зубов либо не требуется, либо проводится в минимальной степени [9].

Ультраниры обладают монолитной структурой и беспрецедентной прочностью на излом 415–455 МПа, что выше, чем прочность люминиров (до 110 Мпа).

На сегодняшний момент с целью получения сертификата на работу с ультранирами проводятся специальные сертификационные курсы в Санкт—Петербургском институте стоматологии последипломного обучения.

1.1.5. Фиксация виниров

В 1955 г. врач Buonocore разработал методику кислотного травления зубной эмали. Данная методика обеспечивала микромеханическое соединение между композитом и эмалью. В последствии прозрачные композитные цементы вытеснили цинк–фосфатные. Отсутствие опаковости у плёнки цемента позволило повысить прозрачность реставраций, что улучшило эстетические результаты [7].

В 1960 д-р Боуэн Рафаэл (Bowen R. L.) получил патент на материал, состоящий из метакриловой матрицы с уплотнением её смесью частиц (изначально кварца, а в последствии стекла). Эта дата считается датой рождения целой группы материалов под названием композиты. За прошедшие 60 лет композиционные материалы претерпели существенные изменения в основном за счёт стеклянных и керамических наполнителей. За счёт наполнителей получались композиты легко полируемые и более долговечные.

1.2. Классификация материалов, применяемых для изготовления виниров и люминиров

Материалы, применяемые для изготовления виниров, можно разделить на следующие группы:

  1. Керамика;
  2. Стеклокерамика;
  3. Ситаллы;
  4. Композиты.

1.2.1. Классификация керамики

Керамику можно разделить на следующие группы:

По химическому составу:

  1. Стеклокерамика;
  2. Керамика на основе полевого шпата;
  3. Керамика, состоящая из поликристаллов.

По методу использования;

  1. Метод послойного нанесения;
  2. Метод горячего прессования;
  3. Метод компьютерного моделирования и фрезерования (CAD/CAM).

По температуре обжига;

  1. Высокотемпературные (1300°C);
  2. Среднетемпературные (от 1101°C до 1300°C);
  3. Низкотемпературные (от 850°C до 1100°C);
  4. Ультра–низкотемпературные (менее 850°C).

1.2.2. Классификация композитов

Современные композиты можно разделить на следующие группы:

По химическому составу

  1. Комозиты;
  2. Ормокеры;
  3. Керамеры.

По размеру наполнителя

  1. Микрогибридные композиты;
  2. Наногибридные композиты;
  3. Нанокомпозиты.

По методу отверждения

  1. Химического отверждения;
  2. Светового отверждения;
  3. Двойного отверждения.

Для изготовления композитных виниров непрямым методом используются композиты и керамеры только светового отверждения, в основном микро и наногибридные.

1.3. Современные виниры и люминиры

1.3.1. Виниры

Виниры — это искусственные пластинки, замещающие вестибулярную поверхность зуба, они применяются при различных дефектах зубной эмали

В стоматологии постоянно идёт поиск методик и материалов, позволяющих создавать естественные и надёжные реставрации. Ранее небольшой выбор стоматологических материалов делал эту задачу невыполнимой. Однако в настоящее время усовершенствование керамических материалов и адгезивных систем создаёт большое число вариантов лечения, обеспечивающих благоприятный долгосрочный прогноз реставраций.[8] Керамические виниры считаются последним достижением эстетической стоматологии, во многом превосходящим любые ранее существовавшие системы реставраций. Они сочетают отличный внешний вид и надёжность. Процедуры по изготовлению виниров не затрагивают прилежащие ткани пародонта. С самого начала современного использования виниров, почти 20 лет назад, керамические виниры стали основой большинства эстетических манипуляций [3].

Современные виниры различаются двух видов. Это виниры из керамики, и композитные виниры.

Показатель толщины композитных виниров может составлять от 0,3 мм, что свойственно люминирам. Благодаря этому удаётся сберечь зубные ткани, а также наделить реставрацию максимально естественным внешним видом.

1.3.2. Люминиры

Люминиры — это тонкие фарфоровые накладки на вестибулярную поверхность зуба, которые, благодаря своей маленькой толщине, не требуют препарирования зуба. Показания к применению люминиров идентичны с винирами.

Однако у люминиров Cerinate есть и недостатки: материалы и технология их создания держатся в строгом секрете, единственное, что известно это то, что материал люминиров является керамикой, насыщенной лейцитом. Именно поэтому, сложно оценить их преимущество по сравнению с другими материалами и видами виниров, например, ультраниров. Конструкции создаются исключительно в компании, расположенной в США, штат Калифорния, поэтому процесс отправки моделей в США и возвращение готовой работы обратно в Россию затягивается на 3-4 недели. Кроме того, стоимость люминиров заметно выше, чем виниров или ультраниров, однако единственным достоинством можно считать клинические наблюдение в течение более 20 лет (некоторые люминиры служат более 20 лет).

1.4. Материалы для изготовления виниров и люминиров

1.4.1. Пресс–керамика

Рассмотрим современный материал для прессования IPS e.max Press B.

IPS e.max Press B это стеклокерамические заготовки из дисиликата лития для технологии прессования, являющиеся биоинертным материалом.

Технология производства позволяет изготавливать гомогенные заготовки различной степени опаковости с прочностью на изгиб 400 МПа. Таким образом, IPS e.max Press B самый высокопрочный прессуемый керамический материал. Прессование заготовок производится в печах Ivoclar Vivadent, при этом обеспечивается высокая точность краевого прилегания реставраций. В сравнении с IPS Empress ® заготовки IPS e.max Press больше в диаметре, т. е. больше в объёме, что позволяет отпрессовать больше реставраций за один цикл. Это повышает эффективность и скорость работы. Отпрессованные высокоэстетичные каркасы облицовываются при помощи IPS e.max Ceram.

Показания к применению

  1. Тонкие виниры;
  2. Виниры;
  3. Частичные коронки;
  4. Передние и боковые коронки;
  5. Мостовидные протезы из 3‑х единиц на передние зубы;
  6. Мостовидные протезы из 3‑х единиц с дистальной опорой до второго премоляра;
  7. Напрессовка на одиночные гальванические колпачки;
  8. Одиночные коронки с опорой на имплантат (передние и боковые);
  9. Мостовидные протезы из 3‑х единиц с опорой на имплантаты до второго премоляра в качестве дистальной опоры;
  10. Первичные телескопические коронки.

Противопоказания к применению

  1. Мостовидные протезы с моляром в качестве промежуточной части;
  2. Мостовидные протезы с протяжённостью 4 единицы и более;
  3. Мостовидные протезы на вкладках;
  4. Очень глубокое поддесневое препарирование;
  5. Пациенты со значительно сниженным числом оставшихся зубов;
  6. Бруксизм;
  7. Консольные протезы;
  8. Мэриленд протезы.

Состав

Заготовки IPS e.max Press и вспомогательные материалы состоят из следующих основных компонентов:

Заготовки IPS e.max Press Компоненты: SiO2 Добавки: Li2O, K2O, MgO, ZnO2, Al2O3, P2O5 и другие оксиды;

Опакер IPS e.max Press Компоненты: Керамические материалы и гликоли;

IPS e.max Alox Plunger (Алюмоксидный плунжер) Компоненты: Al2O3;

IPS e.max Alox Plunger Separator (Сепаратор для алюмоксидного плунжера) Компоненты: Нитрид бора;

IPS e.max Press Invex Liquid (Жидкость для травления) Компоненты: Водный раствор плавиковой и серной кислот;

IPS Natural Die Material (Культевой материал) Компоненты: полиэфир диметакрилата уретана, парафиновое масло, SiO2 и сополимер;

IPS Natural Die Material Separator (Изоляционная жидкость для культевого материала) Компоненты: воск, растворённый в гексане;

Паковочная масса IPS PressVEST, порошок Компоненты: SiO2 (кварцевый порошок), MgO и NH4H2PO4;

Паковочная масса IPS PressVEST, жидкость Компоненты: Коллоидальная кремниевая кислота в воде;

Паковочная масса IPS PressVEST Speed, порошок Компоненты: SiO2 (кварцевый порошок), MgO и NH4H2PO4;

Паковочная масса IPS PressVEST Speed, жидкость Компоненты: Коллоидальная кремниевая кислота в воде.

Концепция заготовок

Цвет и прозрачность заготовок IPS e.max Press основаны на уникальной концепции полупрозрачности/опаковости. Гибкость концепции позволяет работать в системе цветов ABD, Chromascop и Bleach BL. Заготовки IPS e.max Press выпускаются 3 степеней прозрачности. Различные уровни градации обусловлены техникой обработки и показаниями, что позволяет достичь максимальной гибкости и разнообразия применения. Индивидуальная степень опаковости и полупрозрачности легко определяется цветовым кодированием, что облегчает правильный выбор заготовки.

IPS e.max Press LT (Low Translucency=низкой полупрозрачности) Заготовки выпускаются 9 ABD и 4 Bleach BL цветов. Благодаря своей полупрозрачности идеально подходят для изготовления реставраций техникой окрашивания и редуцирования. Заготовки имеют предварительный оттенок зуба, поэтому окрашивание и облицовка сведены к минимуму. IPS e.max Press MO (Medium Opacity=средней опаковости) Благодаря своей опаковости заготовки цветов MO 0 B MO 4 прекрасно подходят для изготовления каркасов на витальные или слегка изменённые в цвете зубы и обеспечивают идеальную основу для воспроизведения естественного вида реставраций в расцветке ABD и Chromascop. Заготовки окрашены в соответствии с индивидуальным групповым цветом. Флюоресцентность заготовок уменьшается с увеличением интенсивности окрашивания. Заготовки IPS e.max Press HO (High Opacity=высокой опаковости) выпускаются одного цвета и благодаря своей опаковости идеально подходят для изготовления каркасов на девитальные или сильно изменённые в цвете зубы, так же, как и на металлические штифтовые культи. Высокая опаковость в необходимой мере маскирует подлежащие ткани и позволяет изготовить «живые» реставрации даже в сложных ситуациях с очень тёмной культёй зуба [13].

1.4.2. Керамические блоки для фрезерования (CAD/CAM)

CAD/CAM — это аббревиатура, которая расшифровывается как computer–aided design/drafting и computer–aided manufacturing, что дословно переводится как компьютерная помощь в дизайне, разработке и компьютерная помощь в производстве, а по смыслу — это автоматизация производства и системы автоматизированного проектирования / разработки.

Неоспоримым преимуществом этих систем является то, что заготовки могут быть отфрезерованы, припасованы и зафиксированы на опорных зубах за одно посещение.

Вначале системы компьютерного моделирования и изготовления (CAD/САМ) обеспечивали менее точную припасовку. Однако постоянное совершенствование таких технологий керамических реставраций увеличивает их популярность. Некоторые системы компьютерного моделирования и изготовления обеспечивают высокую точность припасовки реставраций. Для создания таких реставраций используют разные материалы: ранее чаще применяли усиленный оксид алюминия, оксид циркония и лейцитную керамику.

Некоторые CAD/САМ-системы, например, Церекс (Cerec). Сегодня широко используются в стоматологических клиниках. Разрабатывается следующее поколение CAD/САМ-систем, обеспечивающих создание реставраций любой формы. Показания к применению таких систем практически неограниченны. Параметры предполагаемой реставрации передаются путём сканирования или путём пересылки оттисков или моделей.

В результате изготавливаются прекрасно припасованные (с точностью до 5 мкм [3] каркасы реставраций уже необходимого цвета и прозрачности. Окончательные реставрации получают, облицовывая фрезерованные каркасы керамикой. Данная технология очень перспективна, поскольку исключает человеческий фактор в процессе изготовления каркаса. Кроме того, зубные техники могут сконцентрироваться целиком на творческой части работы.

Преимущества:

  1. Высокая точность;
  2. Быстрота работы;
  3. Широкие показания к применению;
  4. Безопасность.

Недостатки:

  1. Высокая стоимость оборудования. [1]

1.4.3. Керамическая масса на основе полевого шпата

Полевые шпаты — наиболее распространённые породообразующие минералы они составляют около 50% от массы земной коры. При распаде образуют глины и другие осадочные породы.

Данный минерал в природе имеет широкое распространение. Он нашёл применение как сырьё для получения рубидия и прочих веществ, кроме того, используется в изготовлении стеклянных и керамических изделий.

Говоря о стоматологической керамике, часто используют два термина для обозначения данного класса восстановительных материалов — керамика и фарфор. По определению энциклопедического словаря (Энциклопедический словарь, М., «Сов. энциклопедия», 1985), слово «керамика» произошло от греческого keramike — гончарное искусство (keramos–глина). К керамике относят изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидами и другими неорганическими соединениями. Фарфор — это белая полупрозрачная (прозрачная) керамика, которую обжигают до глазурованного состояния.

Первые составы фарфора имели повышенную хрупкость. Их применение в восстановительной стоматологии ограничивалось изготовлением искусственных зубов и, в редких случаях, коронками для одиночных зубов. С развитием стоматологического материаловедения и совершенствованием материалов для восстановления зубов применение керамических материалов существенно расширилось

В общем виде состав керамики представляет собой смесь полевого шпата, каолина, кварца и красителей. Полевой шпат является очень распространённым минералом, входящим в состав гранита и других горных пород. Температура его плавления 1150-1200°C. Полевые шпаты, используемые для стоматологического фарфора, представляют собой смеси натриевого и калиевого полевого шпата. Натриевый полевой шпат называется альбитом, калиевый — микроклином или ортоклазом. Последний — основной материал для получения стоматологической фарфоровой массы.

Каолин, или белая глина, представляет собой продукт разрушения горных пород, состоящий в основном из минерала каолинита, который является соединением алюминия и кремниевой кислоты. Каолин — гидратированный алюмосиликат, который действует в качестве связки, повышая способность необожжённого фарфора к моделированию. Из–за непрозрачности в состав стоматологической керамики его добавляют только в очень маленьких количествах, если вообще добавляют. При нагревании до температуры 1350°C каолин спекается, а при нагревании до 1850°C — плавится.

Кварц — самый распространённый минерал. По своему химическому составу он является диоксидом кремния (SiO2). В природе встречается в виде прозрачных призм, которые называют горным хрусталём. В зависимости от примесей кварц может принимать различные оттенки. Температура плавления кварца 1800°C. При расплавлении он превращается в стекловидную массу высокой прочности.

Для окрашивания стоматологического фарфора применяют различные оксиды металлов — железа, титана, кобальта и хрома. В состав фарфоровой массы вводят и другие компоненты. Например, плавни (флюсы). Эти вещества понижают температуру плавления фарфоровой массы (карбонат натрия, карбонат кальция и др.). Температура их плавления не выше 800°C. Пластификаторы — вещества, которые вводят в фарфоровые массы, не содержащие каолина. В качестве пластификаторов используют органические вещества (декстрин, крахмал, сахар), которые полностью выгорают при обжиге. Эти вещества необходимы для придания пластичности фарфоровой массе во влажном состоянии.

В зависимости от соотношения основных компонентов — полевого шпата, каолина и кварца, а также некоторых добавок, фарфор может быть тугоплавким (высокотемпературным), среднеплавким (среднетемпературным) и низкоплавким (низкотемпературным). [2]

При использовании керамических масс на основе полевого шпата изготавливаются реставрации толщиной 0,8 мм, что способствует сохранению большей части естественных тканей зуба. Малая толщина реставрации относится и к недостаткам, так как это делает реставрацию хрупкой. Кроме того, частицы керамики могут приводить к образованию микропор, что снижает прочность на изгиб.

1.4.4. Композиционные полимеры

Полимер является химически активным компонентом композита. Первоначально это жидкий мономер, который превращается в жёсткий полимер за счёт реакции полимеризации радикального типа. Именно эта его способность превращаться из пластической массы в жёсткий твёрдый материал позволяет применять композит для восстановления зубов.

Для пломбирования передних и жевательных групп зубов наиболее часто используется мономер Бис-ГМА, который получают при взаимодействии бисфенола-А и глицидилметакрилата. Этот мономер обычно называют по имени его открывателя мономером Боуэна (Bowen). Его молекулярная масса намного больше, чем молекулярная масса метилметакрилата, что позволяет снизить полимеризационную усадку. Величина полимеризационной усадки у метилметакрилата по объёму составляет 22%, а у Бис-ГМА — 7,5%. В ряде композитов вместо Бис-ГМА используют уретандиметакрилат (УДМА). Бис-ГМА и уретандиметакрилатный мономеры являются очень вязкими жидкостями из–за их высоких молекулярных масс. При добавлении даже небольшого количества наполнителя образуется слишком плотная паста композита, что не позволяет применить такой материал в клинике. Для преодоления этого недостатка в композицию добавляют мономеры с низкой вязкостью, называемые мономерами+разбавителями, такие как метилметакрилат (ММА), этиленгликольдиметакрилат (ЭДМА) и триэтиленгликольдиметакрилат (ТЭГДМА). Наиболее часто применяется последнее соединение.

Для того, чтобы обеспечить необходимую продолжительность срока хранения композита, необходимо предотвратить его преждевременную полимеризацию. В качестве ингибитора, (замедлителя процесса полимеризации) используется гидрохинон, обычно в количестве 0,1% или меньше. Полимерная матрица содержит также системы активатор/инициатор для обеспечения процесса отверждения. Применение конкретных компонентов в этой системе зависит от типа предусмотренной для данного материала реакции отверждения, которая может происходить химическим путём или активацией отверждения видимым светом.

Наполнитель

Для улучшения свойств композитов в их состав вводили разнообразные наполнители. В конце 50‑х годов в качестве наполнителя использовали кварц, который был введён в композицию пломбировочного материала на основе метилметакрилата. Введение наполнителей даёт пять основных преимуществ, а именно:

  1. Полимеризация метилметакрилата приводит к большой полимеризационной усадке (21 об.%) даже при использовании полимер–мономерной системы порошок–жидкость (7 об.%). Введение большого количества стеклянных наполнителей значительно снижает усадку, так как количество используемого мономерного связующего уменьшается, а наполнитель не участвует в процессе полимеризации. Тем не менее, усадку невозможно устранить полностью, её величина будет зависеть от природы используемого мономера и количества введённого наполнителя;
  2. Метакрилатные полимеры имеют большой коэффициент теплового расширения (примерно 80 х 10-6/°С). Этот коэффициент снижается при добавлении неорганического наполнителя, имеющего коэффициент расширения, примерно равный таковому для тканей зуба (8-10 х 10-6/°С);
  3. Наполнители могут улучшить такие механические свойства, как твёрдость и прочность на сжатие;
  4. Использование таких тяжёлых металлов, как барий и стронций, включённых в стекло, придаёт материалу рентгеноконтрастность;
  5. Наполнитель представляет собой идеальное средство для достижения эстетических параметров — цвета, прозрачности и флюоресценции. Разработка технологии введения наполнителя является основным направлением совершенствования материалов, что и привело к созданию композитов сегодняшнего дня.

Аппрет

Для того, чтобы композит приемлемые механические свойства, крайне важно, чтобы наполнитель и полимерная матрица были прочно связаны друг с другом. Если эта связь нарушается, развивающиеся при нагрузке напряжения не распределяются равномерно по всему объёму материала; поверхность раздела фаз действует как первичный источник разрушения, приводя к разрушению всего композита.

Крайне важно, чтобы связь между полимером и частицами наполнителя была прочной и долговечной. Во–первых, при отсутствии этой связи, напряжение не будет передаваться от полимера к стеклянному наполнителю и, вследствие этого, его большая часть будет приходиться непосредственно на полимерную матрицу. Это может приводить к излишней пластической деформации, износу и отколам пломб. Во–вторых, недостаточно прочная связь между полимером и частицами стеклянного наполнителя может приводить к образованию трещин. А поскольку полимеры обладают невысокой трещиностойкостью, это делает композит в целом восприимчивым к усталостным разрушениям.

Фундаментальная проблема заключается в том, что полимеры гидрофобны, а кварцевые стекла гидрофильны благодаря поверхностному слою гидроксильных групп, связанных со стеклом. Поэтому у полимера нет естественного сродства с поверхностью кремниевого стекла, необходимого для соединения с ним

Решить эту проблему можно путём применения подходящего связывающего реагента. В качестве такого реагента был выбран кремнийорганический аппрет, потому что у него имеются концевые гидроксильные группы, которые притягиваются гидроксильными группами поверхности стекла. На другом конце молекулы аппрета присутствует метакрилатная группа, которая способна соединяться с мономерами связующего за счёт раскрытия углеродной двойной связи. Реакция конденсации на границе между стеклом и кремнийорганическим аппретом обеспечивает ковалентную связь силана с поверхностью стекла. Улучшение качества связи между полимером и стеклянным наполнителем обеспечило успешную разработку устойчивых к износу композитных пломбировочных материалов, которые теперь можно применять как для передних, так и для жевательных групп зубов. [14]

Наиболее часто используемым аппретом в стеклонаполненных полимерных композитах является метакрилоксипропилтриметоксилан (МПТС).

1.4.5. Лейцитная керамика для люминиров

Материал для изготовления люминиров держится в строжайшем секрете корпорацией–производителем «Den‑Mat» (США), и не доступен для ознакомления и применения вне мастерской Cerinat. Известно только то, что это специальная керамика, армированная лейцитом.

Для изготовления виниров применяют несколько видов керамических материалов, которые можно разделить на три группы: керамика для горячего прессования; керамика для компьютерного фрезерования реставраций из стандартных заготовок; традиционная керамика на основе полевого шпата для послойного наслоения. Каждая система обладает преимуществами и недостатками [10]. В настоящее время наиболее часто используется прессуемая керамика и масс на основе полевого шпата для моделирования на огнеупорном штампе или на колпачке из платиновой фольги. Эстетические качества этих материалов и полученные результаты могут отличаться.

1.5. Выводы по первой главе

По нашему мнению самыми наилучшими материалами для изготовления виниров являются прессуемая керамика и керамические блоки CAD/САМ. Плюсами керамики является биоинертность материалов, то есть данные материалы не оказывают никакого влияния на ткани и жидкости полости рта. Достоинством прессуемой керамики, как и блоков CAD/САМ является высокая прочность и светопропускаемость. Готовую конструкцию в полости рта невооружённым взглядом практически невозможно отличить от настоящей ткани зуба. Но недостатком прессуемой керамики является трудоёмкость изготовления и необходимость приобретения дополнительного оборудования.

При изготовлении виниров из керамических блоком CAD/САМ достигается максимальное прилегания винира к поверхности зуба, в отличии от всех остальных приведённых материалов, так же при использовании моноблоков исключается присутствие примесей. Главными на наш взгляд недостатками являются необходимость приобретения дорогостоящего оборудования и необходимость окрашивания поверхности винира после изготовления.

Так же стоит отметить материал из полевошпатной керамики. Данная керамика позволяет создавать конструкцию толщиной до 0,3 мм, что так же является и минусов, так как благодаря маленькой толщине изготавливаемая конструкция становится хрупкой.

Самым менее финансово–затратным является композитный материал. Так же достоинством данного материала по сравнению со всеми остальными приведёнными выше является химическое соединение с композиционными цементами. Однако у этого материала существует ряд значительных недостатков. Данный материал гигроскопичен, у него отсутствует биоинертность, сравнительно маленький срок службы, низкая износоустойчивость по сравнению с керамикой. Данный материал со временем может изменять цвет, в результате чего нарушается эстетичность.

Глава 2. Технология изготовления виниров и люминиров

2.1. Технология изготовления методом прессования

Подготовка модели и штампиков

Изготавливается разборная модель. Рекомендуется нанесение запечатывающей жидкости (силера) для отверждения поверхности гипса. Однако силер не должен приводить к погрешности в размерах модели. После этого наносится компенсационный лак. Необходимо учесть расширение паковочной массы при нанесении компенсационного лака. Для виниров и одиночных коронок компенсационный лак наносится в два слоя на максимум 1 мм от границ препарирования (9–11 мкм на слой).

Моделировка

Для изготовления виниров необходима полно–анатомическая моделировка. Можно использовать любой органический беззольный воск. Также необходимо убедиться в достаточной толщине стенки при моделировке. Для лучшего различения можно использовать основной воск различных цветов.

Редуцирование

Редуцирование — процесс создания мамелонов. Мамелон — это один из трёх бугорков, иногда имеющихся на режущем крае резцов

При применении IPS e.max Press редуцирование проводится на воске для сведения финишной обработки после прессования к минимуму. Перед редуцированием изготавливается силиконовый шаблон по полно–анатомической восковой композиции. Силиконовый шаблон поможет проверить величину редуцирования и может быть повторно использован при облицовке с помощью IPS e.max Ceram.

Рекомендации по редуцированию восковой композиции:

Воск снимается в окклюзионной трети;

Необходимо воздержаться от создания экстремальных контуров мамелонов (пиков и гребней);

Необходимо соблюдать рекомендации по минимальной толщине стенок.

Установка литников

Литники всегда устанавливаются в направлении потока керамики и в самой массивной части восковой композиции для обеспечения беспрепятственного перемещения вязкого керамического материала. Цоколь муфельной системы (100 г. или 200 г) выбирается в зависимости от числа объектов пакуемых одновременно. Мостовидные протезы следует прессовать в 200 г. муфельной системе.

Критерии установки литников.

Литники устанавливаются в направлении от шейки до режущего края. Общая длина литника с объектом не должна превышать 15–16 мм. Так же нужно соблюдайте угол 45– 60°. Если посмотреть на коронку в боковой проекции, то более длинная часть (обычно вестибулярная) должна быть расположена наружу, кроме того, необходимо учитывать направление потока керамики.

Паковка

Паковка производится или в массу IPS PressVEST (например, на ночь) или массу IPS PressVEST Speed (в течение дня). Для этой цели используются соответствующие силиконовое кольцо IPS siliB cone ring и ограничитель паковки. Осторожно устанавливается силиконовое кольцо IPS Silicone Ring на цоколь без повреждения восковых объектов. После этого осторожно заполняется кольцо паковочной массой до маркировки и устанавливается ограничитель. Запрещено производить манипуляции с силиконовым кольцом до затвердевания паковочной массы.

Прогрев опоки

По окончании предусмотренного для соответствующей паковочной массы (IPS PressVEST или IPS PressVEST Speed) времени опока подготавливается к прогреву следующим образом:

Удаляется ограничитель и цоколь вращательными движениями;

Осторожно выдавливается опока из силиконового кольца;

Удаляются неровности на нижней поверхности опоки гипсовым ножом и проверяется угол 90°.

Прессование

До окончания цикла прогрева опоки необходимо провести следующие подготовительные этапы:

Подготовить холодный алюмооксидный плунжер IPS e.max Alox Plunger и холодную заготовку IPS e.max Press желаемого цвета;

После этого погрузить холодный IPS e.max Alox Plunger в открытый сепаратор IPS e.max Alox Plunger Separator и держать на готове для использования;

Включить прессовочную печь заранее так, чтобы фаза самодиагностики и прогрева была уже завершена. — Выбирать программу прессования для IPS e.max Press и желаемый размер опоки.

После окончания цикла прогрева опоки она вытаскивается из муфельной печи и выполняются следующие шаги. На эти этапы должно уйти не более 1 минуты во избежание чрезмерного охлаждения опоки.

  1. Вставляется холодная заготовка IPS e.max Press в прогретую опоку;
  2. Заготовку необходимо вставлять скруглённым краем без маркировки внутрь. Сторона с маркировкой должна быть снаружи для повторного контроля цвета заготовки;
  3. Устанавливается холодный IPS e.max Alox плунжер, покрытый порошком, в прогретую опоку;
  4. Опока помещается в центр прогретой печи для прессования с помощью щипцов;
  5. Запускается выбранная программа.

Распаковка

После охлаждения до комнатной температуры (примерно 60 минут) на опоке могут появиться трещины. Эти трещины образуются (вокруг алюмооксидного плунжера) при охлаждении в результате разности КТР различных материалов (Alox плунжер, паковочная масса, прессованная керамика). Они не оказывают отрицательного влияния на результат. Распаковка проводится следующим образом:

  1. Отмечается длина алюмоксидного плунжера на охлаждённой опоке;
  2. Надрезается опока с помощью сепарационного диска. Эта предопределённая точка разлома обеспечивает надёжное отделение плунжера и керамического материала;
  3. Разламывается опока по сделанному надрезу, используя гипсовый нож;
  4. Для черновой распаковки используют стеклянную полировочную дробь под давлением 4 атм. (60 psi);
  5. Окончательная распаковка проводится стеклянной полировочной дробью под давлением 2 атм. (30 psi);

Удаление реакционного слоя.

После окончательной распаковки реакционный слой, образовавшийся при прессовании, удаляется с помощью жидкости для травления IPS e.max Press Invex Liquid с последующей пескоструйной обработкой.

Окончательная обработка.

Принципиально важно использовать правильный абразивный инструментарий для окончательной обработки. В противном случае возможно образование сколов или локального перегрева материала.

Финишная обработка каркаса.

Для финишной обработки каркасов из IPS e.max Press производится следующая последовательность действий:

  1. Несмотря на возможность корректировки прессованных каркасов из IPS e.max Press, она должна быть сведена к минимуму;
  2. Область, подвергаемая обработке, увлажняется. Используется мелкозернистый алмазный диск для отрезания литников;
  3. Необходимо избегать перегрева керамики. Рекомендуется низкая скорость и лёгкое давление при обработке;
  4. Заглаживаются места прикрепления литников;
  5. Удаляется компенсационный лак с модели перед установкой на неё реставрации;
  6. Каркас обрабатывается пескоструйным аппаратом частицами Al2O3 под давлением 1 атм (15 psi) и промывается в проточной воде или обработается паром перед нанесением облицовочного материала. [13]

2.2. Изготовление винира на огнеупорном штампе

Данная методика, так же, как и техника нанесения керамической массы на колпачок из платиновой фольги, является достаточно экономичной методикой, позволяющей зубному технику обойтись минимумом оборудования. Тем не менее, данная технология заслуживает внимания, поскольку при её правильном применении можно получить прекрасные эстетические результаты.

Виниры в большинстве случаев изготовляют из спечённой керамики, которая сама по себе обычно не имеет большого количества кристаллов, если её производят из естественного аморфного сырья. Эти материалы не обладают достаточно хорошими физическими качествами.

Огнеупорный штамп получают, дублируя рабочую модель силиконом, обеспечивающим высокую точность. Полученную силиконовую кювету заливают огнеупорным фосфатным материалом. Застывание огнеупорного материала, его спекание и дегазации в муфельной печи требуют длительного времени, однако правильное выполнение этих этапов имеет огромное значение.

Перед нанесением керамической массы штамп выдерживают в воде для выхода из него газа. Затем, в зависимости от ситуации, наносят слои дентинной керамики, модификаторы цвета и керамику режущего края. Обжиги, коррекцию, подкрашивание и глазурование всегда проводят, не снимая реставрацию со штампа. Только по окончании работы огнеупорный штамп отделяют от реставрации, используя пескоструйный аппарат со стеклянным песком. Окончательную проверку прилегания реставрации необходимо провести на первой рабочей модели [4].

2.3. Изготовление винира с помощью матрицы из платиновой фольги

Методика использования платиновой фольги в качестве каркаса для керамики используется уже в течение нескольких десятилетий и была одной из первых в данной области.

Для изготовления винира с помощью матрицы из платиновой фольги изготавливают разборную модель и гипса IV или V класса.

Изготовление колпачка.

Огнеупорную матрицу–колпачок готовят из платиновой фольги толщиной 25-30 мкм. Предварительно фольгу отжигают в печи для обжига фарфоровых коронок при температуре 1100°C или в пламени бензиновой горелки и кипятят в 10% растворе азотной кислоты. Из пластинки фольги вырезают образец треугольной формы с основанием на 2-3 мм больше периметра шейки зуба и высотой, равной полуторной высоте коронки зуба. Модель культи зуба извлекают из гнёзда разъёмной модели. Пластинку прижимают к вестибулярной поверхности модели культи зуба и делают на её верхнем крае надрезы соответственно ширине режущего края или жевательной поверхности. Средний отрезок перегибают и прижимают к режущему краю или жевательной поверхности зуба, после чего пальцами обжимают фольгой боковые поверхности зуба и стягивают оба конца пластинки, придерживая фольгу на боковых поверхностях. На оральной поверхности зуба излишки фольги срезают так, чтобы один конец пластинки был длиннее. Затем захватывают оба конца пластинки пинцетом, стягивают её и заворачивают концы. Фольгу тщательно обжимают на зубе шпателем (гладилкой), наблюдая за тем, чтобы были отчётливо выражены контуры уступа. Фольга должна покрывать прилегающую к уступу часть корня, образуя небольшую манжету. Сняв колпачок с модели, излишки фольги срезают по краю. Колпачок считается хорошо изготовленным, если он плотно, без складок, повторяет контуры коронки зуба и без усилий, которые его могут деформировать, снимается с модели. Для более плотного прилегания колпачка к модельной культе зуба полезно обжать фольгу на зубе под прессом в аппарате Паркера для наружной штамповки.

Затем зуб устанавливают на модели, а рядом стоящие гипсовые зубы покрывают жидким раствором целлулоида в ацетоне, чтобы они не впитывали влагу, содержащуюся в фарфоровой массе. В таком виде модель готова для моделирования коронки.

Нанесение керамической массы.

При работе с фарфоровой массой следует соблюдать идеальную чистоту помещения лаборатории для изготовления фарфоровых и металлокерамических протезов. Загрязнение фарфоровой массы проявится в виде пятен, нарушающих общую цветовую гамму протеза.

Базисный, или опаковый, слой наносят толщиной 0,5—0,6 мм и конденсируют рифлёным инструментом. Избыток влаги после конденсации фарфоровой массы удаляют с помощью фильтровальной бумаги. Часть уступа, примерно на одну треть, освобождают от фарфоровой массы. Это необходимо для обеспечения возможности подтягивания колпачка к уступу после обжига, когда из–за усадки фарфоровой массы колпачок несколько приподнимается над уступом. Появляющийся зазор между платиной и уступом модельной культи подготовленного зуба устраняется подтягиванием колпачка к модели. Повторно наносится фарфоровая масса на оставленную открытой часть уступа колпачка и вновь подвергается обжигу. Для этого колпачок осторожно снимают с модели и помещают на специальную подставку из огнеупорного керамического материала (трегер). В течение 5 мин фарфоровую массу на колпачке подсушивают и устанавливают на 2 мин перед открытой печью, нагретой до 800°С.

Дальнейший обжиг фарфоровой массы в печи осуществляется в соответствии с инструкцией. После обжига колпачок с подставкой вынимают из печи и накрывают стеклянным колпаком для медленного охлаждения.

Во избежание растрескивания базисного слоя колпачок на трегере выдерживают около 10 мин перед любым нагревательным электроприбором, а затем при 50°С просушивают в печи в течение 5 минут.

Появление трещин в базисном слое после первого обжига бывает вызвано, как правило, небрежной заделкой швов на платиновом колпачке, недостаточной конденсацией фарфоровой массы или ускоренной сушкой.

На подготовленный опаковый слой наносят так называемую дентинную массу. Вестибулярная поверхность моделируется с увеличением анатомической формы примерно в 1,5 раза, с расчётом на усадку около 60%.

Поверхность массы выравнивают влажной кисточкой или удаляют часть нанесённого материала моделировочным инструментом.

Для нанесения эмалевой массы часть дентинного слоя снимают. Это делают в первую очередь в области режущего края. Удаляют часть массы так, чтобы обеспечить плавный переход от режущего края к шейке зуба. Толщина снимаемого слоя фарфоровой массы становится все меньше по мере удаления от режущего края. Это, в свою очередь, позволяет наслаивать эмалевый слой в обратном порядке, постепенно увеличивая его от шейки зуба к режущему краю.

В целом же дентинную массу снимают с таким расчётом, чтобы в последующем, во–первых, восстановить объём и анатомическую форму с помощью эмалевой массы, а во–вторых, обеспечить плавный переход цвета от шейки зуба к режущему краю. Кроме того, при моделировании анатомической формы особенно тщательно следует воспроизводить её детали — бороздки, выемки, утолщения, придающие характерные черты определённым группам зубов. С учётом усадки фарфоровой массы эти анатомические образования моделируются более рельефными. Впоследствии, после обжига, их очертания несколько сглаживаются. Пробный обжиг и опыт предыдущей работы помогают выбрать оптимальный способ моделировки, дающий наилучший эстетический эффект.

Перед вторым обжигом винир просушивают в течение 5 мин, подогревают у открытой печи ещё 5 мин, а затем обжигают в печи по соответствующей схеме, данной в инструкции. После обжига винир медленно охлаждают и устанавливают на рабочую модель. Оценивают размеры и анатомическую форму и, если требуется, вносят коррективы, осторожно стачивая или наслаивая керамическую массу. При необходимости увеличения слоя керамики для исправления формы или цвета на предварительно опиленную поверхность наносят новую порцию кашицеобразной массы и подвергают её повторному обжигу в том же режиме. Если виниры после коррекции или повторного обжига отвечает требованиям, их передают в клинику для проверки в полости рта. [5]

2.4. Технология изготовления композитных виниров

В основе изготовления композитных виниров лежат светополимеризуемые композитные материалы.

Врач препарируют зуб, затем снимается с него слепок. Далее в лабораторных условиях техник по полученному слепку изготавливает разборную модель из супергипса четвёртого класса, на которой в дальнейшем моделируется винир.

Зубной техник очерчивает границу соприкосновения будущего композитного винира с зубной эмалью, для более лучшего ориентирования при моделировке толщины самого винира, и более плавного перехода с поверхности винира на эмаль зуба. Затем зубной техник изолирует поверхность гипсового штампа с помощью силиконового изолирующего лака (Picosep) для более лёгкого извлечения композитного винира. После этого техник наносит композит в 3 слоя, воссоздавая анатомическую форму вестибулярной поверхности. Первым слоем наносится композитный материал, который воссоздаёт дентин зуба. Вторым слоем наносится композит, на поверхность которого наносятся красители для имитации цвета натуральной эмали зуба. Третьим слоем наносится прозрачный композитный материал, который воссоздаёт эффект «глазурования». В конце нанесения каждого из слоёв зубной техник полимеризует композит специальной ультрафиолетовой лампой на протяжении двадцати секунд (время полимеризации может различаться в зависимости от производителя). После этого готовая реконструкция снимается с поверхности штампа, и при необходимости зубной техник снимает излишки, шлифует и полирует поверхность винира [12].

2.5. CAD/CAM технология изготовления виниров

Самая распространённой системой CAD/CAM, для изготовления виниров, является CEREC. Название CEREC получено из первых слогов словосочетания Ceramic Reconstruction (керамическая реконструкция). После препарирования врач–стоматолог с помощью интраорального 3D сканера получает цифровую модель отпрепарированного зуба, соседних зубов, зубов–антагонистов. Затем с помощью специального программного обеспечения производится моделирование винира. В автоматическом режиме фрезерным станком с ЧПУ вытачивается протез из стандартного блока керамического материала с помощью набора алмазных фрез различной формы и диаметра. Процесс фрезерования винира занимает не более 10 мин. Выпускаются керамические блоки для фрезерования различных размеров, цветов, прозрачности. Отфрезерованный винир отпиливают от хвостовика, припасовывают в полости рта, полируют, при необходимости окрашивают и глазуруют в печи без вакуума, фиксируют на зубе по традиционной технологии светоотверждаемым материалом. [1]

2.6. Выводы по второй главе

По нашему мнению, самой оптимальной технологией изготовления виниров является технология CAD/CAM.

Плюсами изготовления виниров с помощью технологии CAD/CAM по сравнению с остальными является автоматизм. Вмешательство человека при изготовлении виниров с помощью данной технологии минимально, так как человек вводит лишь некоторые поправки при компьютерном моделировании виниров. Это в свою очередь минимизирует риск ошибки из–за человеческого фактора. Сокращается время производства, аппарат CAD/CAM и фрезы проходят периодическую калибровку. К минусам относится необходимость закупки дорогостоящего оборудования и материалов. Несмотря на автоматизм процесса изготовления, необходимо раскрасить, отполировать и отглазуровать винир.

Преимуществами технологий изготовления винир с помощью матрицы из платиновой фольги и изготовления винир на огнеупорном штампе можно отметить экономичность оборудования и приемлемый эстетический результат. Однако технология изготовления на огнеупорном штампе требует самых больших затрат времени.

Самым дешёвым и простым по технологии изготовления способом является технология композитных винир. Однако у этой технологии имеются самые серьёзные недостатки, такие как: низкая износоустойчивость, гигроскопичность, изменение цвета, короткий срок службы.

Технология изготовления люминир держится в секрете. В связи с этим невозможно оценить достоинства и недостатки технологии производства люминир в сравнении с винирами.

Заключение

Главной отличительной особенностью виниров от люминиров является то, что эстетические свойства виниров на порядок выше по сравнению с люминирами. Однако для установки виниров необходимо препарировать здоровые ткани зуба. При установке люминиров эта необходимость в подавляющем большинстве случаев отпадает, что является безусловным преимуществом. При изготовлении люминиров необходимы большие временные затраты, в то время, как изготовление виниров возможно за одно посещение.

Самыми главными критериями при выборе технологии изготовления являются простота, скорость, качество и безопасность. По нашему мнению, самой оптимальной технологией изготовления виниров является технология CAD/CAM. Эта технология сочетает в себе все эти качества. Однако данная технология обладает таким существенным недостатком, как стоимость самого аппарата, что увеличивает цену готовой продукции и делает её недоступной для определённых групп населения.

По нашему мнению, наименее оптимальными являются композитные виниры. Хотя эта технология является самой простой, удобной и дешёвой, и не требует приобретения дорогостоящего оборудования, готовая продукция отличается самым коротким сроком службы, гигроскопичностью, постепенным изменением цвета, отсутствием биоинертости, низкой износостойкостью по сравнению с керамикой.

Безусловно, каждая технология изготовления актуальна для конкретной ситуации. От мастерства врача–стоматолога и зубного техника в наибольшей степени зависит конечный результат работы, который будет удовлетворять всем потребностям пациента.

В данной исследовательской работе мы постарались максимально изучить технологии изготовления виниров и люминиров, и, несмотря на то, что задачи, обозначенные в ходе написания данного дипломного проекта можно считать в достаточной степени выполненными, однако учитывая масштабность проблемы и потребность в её разрешении, данную тему следует рекомендовать к дальнейшему изучению.

Библиографический список

  1. А. Эндер, Х. Вернер, «Компьютерное конструирование и изготовление (CAD/CAM) цельнокерамических вкладок, коронок и виниров». Цюрих 2005 с. 49-58
  2. В. Н. Трезубов, М. З. Штейнгарт, Л. М. Мишнев «Ортопедическая стоматология. Прикладное материаловедение», С. — Петербург, Специальная литература, 1999, с. 279.
  3. Г. Гюрель «Керамические виниры: искусство и наука». Москва, Санкт Перебург, Киев, Алматы, Вильнюс 2007 г. с. 35-38.
  4. Герберт Шиллинбург–младший «Основы несъёмного протезирования» Москва 2008 г. с. 456-458.
  5. Е. Н. Жулев «Несъёмные протезы» Нижний Новгород 1995 г. с. 219-226.
  6. Baratieri LN. Esthetics: Direct Adhesive Restoration on Fractured Anterior Teeth. Sao Paulo: Quintessence,1998: 270-312 p.
  7. Buonocore MG. A simple method of increasing the adhesion of acrylic filling materials to enamel surfaces. J DentRes 1955:34:849-853 p.
  8. Horn HR. Porcelain laminate veneers bonded to etchedenamel. Dent Clin North Am. 1983:27:671-684 p.
  9. Rochette AL. A ceramic restoration bonded by etchedenamel and resin for fractured incisors. J Prosthet Dent 1975:33:287-293 p.
  10. Rufenacht CR. Morphopsychology. In: Rufenacht, CR. Fundamentals of Esthetics. Chicago: Quintessenc, 1990:11-31,59-64 p.
  11. Прокопьева Е. Н. «Эстетические реставрации зубов винирами». — Авторская статья. 2015 г.
  12. Эрих Хаазе, ВИТА, Бад Зэкинген, «Цельнокерамические реставрации завоёвывают мир». Зубной техник  5 (40) 2003 г. с.35-37.
  13. Безметалловая керамика e.max. «Коронки, виниры, вкладки». Игструкция к применению Стр. 4-36
  14. Dr.Arut.ru: композитные пломбировочные материалы [электронный ресурс] М: — 2015. Режим доступа https://www.dr.arut.ru, свободный. Загл. с экрана
  15. Сайт компании lumineers [Электронный ресурс] — М, — 2009. Режим доступа http://www.russian-lumineers.ru, свободный, Загл. с экрана
  16. newreferat.com: База рефератов, курсовых и дипломных проектов [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.newreferat.com, свободный Загл. с экрана
  17. Сайт компании lumineers. История компании [Электронный ресурс] — М, — 2009. Режим доступа http://www.russian-lumineers.ru, свободный, Загл. с экрана